Милый, добрый старый Таллин! Здравствуй! Страшно сказать, что уже не виделись 25 лет.
Помнишь ли ты молодых влюбленных из Ленинграда, приехавших когда-то к тебе в свадебное путешествие? Нет?? А я вот всё помню...
Ну почти всё, ведь ты встречал своих гостей крепчайшим ликёром, на вкус многогранным и загадочным, как и сама столица Эстонии.
Мы тогда остановились в Виру, самой иностранной гостинице Таллина.
Благодаря эстонским товарищам по комсомолу, мы жили на секретном 23 этаже, что открывало нам двери в любые твои рестораны и кафе, включая варьете. И нас совершено не смущала портативная видеокамера, смотрящая из угла номера на нашу кровать круглосуточно.
А как приятно было гулять, обнявшись, по вымощенным тесаным гранитом узким улочкам Старого города, дойти до Ратушной площади и насладиться кофе и сладкой булочкой в одном из многочисленных кафе, вместе с туристами со всего СССР.
И потом еще долго, сидя на подоконнике в номере, любоваться на тени шпилей соборов и крепостных башен на фоне светлеющего неба...
Я вспоминаю знаменитые тогда кафе - Лисья нора и Мюнди - бар.
В Лисью нору пробирались по узкому проходу под землей, а по бокам горели факелы.
А Мюнди-бар был первый в Союзе ночной бар, куда стояли очереди по всей улочке Мюнди. Одно из любимых таллинских мест Довлатова.
"Сорок ступеней вниз
в таллиннском баре свечей –
из обаянья виз
и узнаванья, чей
застопорился взгляд
на сочетанье щедрот:
слева над стойкой – ряд,
справа – нечет и чет
из огоньков зеркал
кварцевых с отблеском плит
заиндевевших скал
гладкий ручной гранит.
Сорок минут зерна
огненного на песке –
в чашечки кофе на
радости волоске
и узнаванья слов
в мягком оплыве плечей
над перелетом снов
в дом, что еще ничей.
Музыка из пустот
на протяжении зги.
Чуть приоткрывши рот,
медленно излови
всеми частями тел
в таллиннском баре теней
чувственность цветодел
и осторожно слей
тяжесть суставов дня
в утяжеленность сумы.
“Здесь были ты и я...”
Там были мы и мы."
Эти строки принадлежат Эдуарду Адамовичу Хвиловскому.
А еще вспоминается эстонская жвачка "Калев", мятная и апельсиновая и ликер "Кяну кук", на дне бутылки которого красовался маленький красный петух из сахара.
Чем удивишь меня сегодня, друг Таллин?
Сам я бы не поехал, не люблю возвращаться, если бы мне по случаю не предложили билеты на круизный паром компании "Викинг Лайн" ("Viking Line"), следующий по маршруту Хельсинки - Таллин - Хельсинки.
Чтобы попасть на паром надо выполнить несколько правил:
1. Приезжаете в порт к терминалу Viking Line заранее. Регистрация на рейс начинается за 1,5 часа, а заканчивается за 10 минут до отправления судна; в Таллине — за 20 минут. Пассажирам без автомобилей нужно быть в порту как минимум за 45 минут до отправления судна; в Таллине — за час.
2. Идете к окошечкам для регистрации.
3. Готовите все документы на всех пассажиров: паспорта, электронный билет / номер заказа. Если для поездки нужны подарочные карты или бумажные билеты — предъявите их тоже.
4. Вам выдадут посадочную карту и купоны на дополнительные услуги, если вы их заказывали. Не теряйте эти документы — без них вы не сможете попасть на борт, а стоимость поездки в этом случае не возмещается!
И помните, что пассажирам паромов Viking нельзя брать на борт еду, алкоголь и приборы для приготовления пищи. Конечно, это не касается детского питания и специальных продуктов для аллергиков.
Ну, это так, лирика. А вообще, заранее нужно приехать, чтобы встать в первые ряды у входа на проход в паром, а затем занять ВИП- места в ресторане, напротив панорамных окон. В этой суете наша подруга потеряла подаренные нами ей павлово-посадские рукавички. Но не волнуйтесь - когда мы поздно вечером вернулись в порт Хельсинки, то нам их отдали в отделе находок. Тут всё строго!
А паром уже плывет в Таллин. Пока, брат Хельсинки!
Во всех ресторанах битком - финны, шведы, эстонцы, китайцы-японцы, русских кроме нас конечно нет. И все едят. И пьют. Утро, поэтому пьют достаточно умеренно - пиво, легкое сухое вино и шампанское. В дьютике народ гуляет, но ничего почти не берет, так как в Эстонии можно купить всё тоже самое, но дешевле. Так обещают финны.
Интересно, зачем все эти люди плывут в Таллин, да ещё в понедельник?
Ну, во-первых, в этот раз паромная компания предоставила большие скидки на билеты и так она делает регулярно, о чем информирует на своем сайте.
Во-вторых, алко-туры для финнов никто не отменял. Как раньше были популярны автобусные водочные прогулки в Ленинград, так теперь их заменили паромы в Эстонию, которые курсируют по этому маршруту ежедневно.
Сразу у ворот эстонского порта располагается множество небольших супермаркетов и просто магазинчиков, предлагающих спиртное по оптовым ценам.
Не за ликерами и не за водкой едут теперь финны, а тащат на тележках упаковки дешевого эстонского пива, разные спиртовые смеси в жестяных банках и вино в двухлитровых тетрапаках.
В-третьих, многие эстонцы просто возвращаются с работы.
Есть конечно и туристы. Паромная компания разрабатывает специальные маршруты одного дня и предлагает услуги гидов.
Два часа в пути пролетают вообще не заметно и вот уже порт Таллин.
Ещё немного, ещё чуть-чуть и я снова иду по этому городу, как двадцать пять лет назад… Через дорогу виден шпиль церкви Олевисте.
Церковь, расположена в Таллине, на месте, где в XII веке находился торговый двор скандинавских купцов. По городской легенде названа в честь строителя по имени Олев, который якобы сорвался со шпиля церкви и погиб.
Улица Пикк и башня Толстая Маргарита.
Толстая Маргарита - башня Таллинской городской стены.Орудийную башню со 155 бойницами построили в начале XVI века перед Большими морскими воротами. Своё название она получила за внушительные размеры — 25 метров в диаметре и 20 метров в высоту. В своё время Толстая Маргарита была и тюрьмой.
Улица Пикк была одной из главных улиц средневекового Ревеля.
Она была замощена в XV веке в период экономического и культурного расцвета Таллина в составе Ганзейского союза, и на ней велась бойкая торговля рыбой, зерном, солью, мясом и пряностями.
Здесь есть интересная гостиница "Три сестры".
Первое упоминание о трёх домах на улице Пикк датируется 1362 годом. Теперь здеь фешенебельный отель.
С флажками играется Йыулувана, младший брат финского Йоулупукки.
А Юля моя в Таллине впервые!
Церковь "Пюха вайму" (церкви "Святого Духа")…
Часы на стене церкви "Пюха вайму"
В конце улицы появилась Ратушная площадь и здание Городской Ратуши.
На шпиле Ратуши расположен флюгер "Vana Toomas"("Старый Томас"). По легенде мальчик по имени Томас выиграл соревнования лучников и получил возможность служить в городской страже. Томас очень долго верой и правдой служил родному городу и в память о нем на шпиле Ратуши и был установлен флюгер в виде человеческой фигурки одетой в доспехи стражника…
В Средневековье на Ратушной площади кипела бойкая торговля, проводились ярмарки и рыцарские турниры, оглашались городские указы, устраивались казни. На Рождество площадь и сейчас заполняется прилавками с колоритными сувенирами, изделиями ручной работы и сладостями. Устанавливается и украшается ёлка.
Когда-то молодые девушки и здешние купцы танцевали вокруг рождественской ёлки, а по окончании ярмарки сжигали дерево. Сегодня ель не сжигают — вокруг неё «водят хороводы» многочисленные торговые лавки, рядом с которыми толпятся горожане и туристы, согреваясь глинтвейном, острыми сосисками и имбирными пряниками.
Маленькие рождественские детали без которых было бы скучно!
Олень Рудольф
Девочки выпили, боюсь не довезу! Уходим через Вируские ворота. Одни из трех городских ворот существовавших в крепостной стене средневекового Таллина. До наших дней сохранились Вируские и Морские ворота города, ворота Нунне были разрушены. На выходе с правой стороны от них расположена Поцелуева горка, маленький парк, под которым находятся маленькие цветочные магазины, как и 25 лет назад.
А через дорогу наша счастливая Виру...
Нет, всё-таки город сильно изменился. На месте площади возле гостиницы "Виру", выстроен современный торговый центр, а в квартале, где раньше были маленькие обаятельные деревянные домики, теперь появились огромные башни из стекла и бетона. Нет больше жвачки и ликера с петушком, нет Лисьей норы, а легендарный Мюнди-бар превращен в обычную забегаловку со шведским столом для пообедать за 2 евро овощными салатиками...
Но обаяние Старого города осталось. На месте седые камни крепостных стен, которые бережно укладывали первые строители - датские моряки. Также глухо отзывается под каблуками брусчатка на узких улочках, как и под копытами коней тевтонских рыцарей! Никуда не делись таллинские загадочные катакомбы под старинной башней Кек-ин-де-Кёк, а значит история не закончена и тайна города ещё не раскрыта...
Удачи тебе в новой жизни, Старый Томас!